Осенью 2021 года в Китае разразился энергетический кризис: из-за нехватки топлива и роста цен на него в стране начались перебои с электричеством — многие фабрики сократили часы работы и начали выпускать продукцию с задержками. От этого пострадали в том числе российские бренды одежды и обуви, которые заказывают в Китае сырье или отшивают конечные товары. Они жалуются на задержки поставок и рост цен на ткани, фурнитуру и готовые изделия. Проблемы могут привести к росту стоимости одежды и обуви в магазинах минимум на 20% к весне 2022 года

В конце октября 2021 года основательница екатеринбургского бренда одежды Dasha Phi Дарья Филатова разместила заказ на партию кашемира на сайте одной из фабрик по производству пряжи в Китае. Обычно с момента заказа до отправки товара проходило два-три дня, но в этот раз процесс длился около месяца — пряжа выехала в Екатеринбург из Китая только 25 ноября. Из-за задержки выручка бренда в октябре, обычно самом «горячем» месяце, упала на 40%.

 

Филатова считает, что задержка — следствие энергетического кризиса в Китае. В сентябре 2020 года председатель Китайской народной республики Си Цзиньпин, выступая с видеообращением на Генассамблее ООН, объявил, что страна планирует стать углеродно-нейтральной к 2060 году. Китай начал сокращать использование угля и нефти — как оказалось, поспешно, — и многие провинции из-за этого остались без электричества, рассказывает профессор школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. Проблему усугубили глобальный рост цен на топливо и стремление страны провести зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года в Пекине без традиционного для города смога, добавляет Роман Файншмидт, старший преподаватель факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук РАНХиГС. Чтобы обеспечить чистое небо над головой во время Олимпиады, власти закрывают часть угольных электростанций.

 

 

Перебои с электричеством начались в Китае еще летом 2021 года, когда в стране заработала новая система обмена квотами на эмиссии углерода. В сентябре в 17 из 30 регионов материкового Китая ввели нормирование: теперь энергия в первую очередь направляется на обогрев домов и фабрикам, производящим товары с высокой себестоимостью, — остальные предприятия получают ее по остаточному принципу. Из-за этого производства по всей стране начали закрываться, часть фабрик ввела короткий рабочий день и сокращенную рабочую неделю. С нехваткой электроэнергии столкнулась в том числе легкая промышленность — фабрики волокон, тканей, кожи и готовых изделий стали производить меньше продукции, говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

 

 

 

Проблемы с электроэнергией по времени совпали с логистическим кризисом. По данным международного аналитического агентства Drewry, средняя стоимость перевозки товара по морю в контейнерах за год (с ноября 2020 года) увеличилась в три раза. Кроме того, грузы то и дело застревают в портах из-за коронавирусных ограничений, а морские линии оказываются перегружены — это ведет к частым задержкам в доставке товаров.

 

Forbes поговорил с дизайнерами, владельцами швейных цехов и экспертами в мире моды и выяснил, как проблемы с электричеством и логистикой повлияли на бизнес одежных и обувных брендов.

 

Остаться без ткани

Опрошенные Forbes российские дизайнеры и продавцы тканей называют задержку товаров из Китая одной из главных проблем осени этого года. Владелица новосибирского бренда одежды Alta Storia Евгения Пилипенко в конце сентября 2021-го заметила, что ассортимент тканей в российском магазине, где она обычно делает заказы, резко снизился. «Новинок, поступления которых мы ждали к октябрю, до сих пор нет на складах», — говорит она. Московский оптовый магазин тканей «Кутюр», который закупает продукцию в Китае контейнерами, вместо августа получил товар только в конце октября, рассказывает его гендиректор Галина Беликова. При этом магазин по соседству, заказывающий фурнитуру из Китая небольшими партиями в коробках, по словам Беликовой, не ощутил сбоев в доставке.

 

На одной из китайских фабрик, с которой сотрудничает московский бренд одежды Ushatava, цикл производства тканей осенью 2021 года вырос с 30 до 90 дней, рассказывает соосновательница бренда Алиса Ушакова. Задержки поставок китайских тканей и фурнитуры на две-три недели с сентября происходят и у сети магазинов одежды Finn Flare, говорит ее президент Ксения Рясова. По словам основателя санкт-петербургского бренда одежды Gate 31 Дениса Шевченко, стандартные сроки доставки ткани в 30-40 дней теперь увеличились вдвое. У части производителей в Китае дела идут совсем плохо: по словам Ушаковой, ряд фабрик, с которыми работал бренд Ushatava, осенью 2021 года закрылись насовсем.